lavaLu
Вариаций записи голоса существует огромное множество, и универсального способа нет.
А этот текст - лишь очень малая часть информации из того, что следовало бы знать.

Для начала рассмотрим микрофоны, а конкретно динамические и конденсаторные (ламповые, ленточные и прочие затрагивать не будем, в силу различных обстоятельств).


Если мы берем динамический микрофон, то имеем такие плюсы:

В домашних условиях динамический микрофон не будет ловить так много лишнего, как это делали бы другие. То есть не будет сильно слышно гула кулеров компьюшера, шавряющих тапками соседей, и непосредственно звучания самой комнаты (ее реверберации), которая в большинстве случаев звучит далеко не лучшим образом.
Для использования динамического микрофона необходимо более простое оборудование, нежели например конденсаторного. Если динамический микрофон можно записывать вплоть до подключения на прямую во вход обычной бытовой звуковой карты, то конденсаторный микрофон требует микрофонного преампа с фантомным питанием (48 вольт).

И такие минусы:

звук не детален. (в свою очередь иногда это бывает и плюсом, например в некоторых случаях записи различных брутальных стилей музыки, когда детальность передачи тембров голоса не нужна).
Мы теряем все тонкости передачи тембров голоса, запишутся только основные наиболее громкие гармоники.

Если возьмем конденсаторный микрофон, то в свою очередь получим плюсы и минусы по сути уже описанные выше, только с другой стороны.

Плюсы:

Детальное, реалистичное звучание голоса, и этим все сказано.

Минусы:

Это же детальное звучание является и минусом в домашних условиях, ведь все посторонние шумы точно так же замеательно и детально окажутся на записи. И если в условиях быта мы привыкли не зачечать эти звуки, порой они кажутся нам тишиной, то на записи они уже хорошо ударят нам по уху. И тикающие часы, и скрип двери в подъезде и голубь, скачущий по подоконнику.
Так же к минусам конденсаторного микрофона и к плюсам динамического можно отнести, то что конденсаторный микрофон требует куда более бережного отношения к себе (условия хранения и использования). Испортить конденсаторный микрофон корявыми рукими куда проще чем динамический.

Далее перейдем непосредственно к записи.

Еще раз скажу, что нет универсального способа, нет универсального расстояния, нет универсальной модели микрофона, есть конкретные случаи, когда все подбирается под ситуацию и задачи.
У нас есть микрофон, который мы для себя условно выбрали, мы подключили его и собираемся записываться.
Что нужно сделать в первую очередь:
сначала нужно найти звук максимально приближенным к тому, каким хочется слышать его в итоге на записи. Делаем это опытным путем. В первую очередь расстояние до микрофона. Если в случае с динамическим микрофоном это почти всегда достаточно короткое расстояние, варьирующееся пожулуй от 0 до этак 30-ти сантиметров, то в случае с конденсаторным это расстояние может колебаться в куда большей степени, в зависимости от обстоятельств.
Чтобы найти это расстояние достаточно просто попеть с разных отрезков и послушать результат, а потом уже писать на чистовую.
Не стоит надеяться, записав резкий прямой голос с короткого расстояния, что потом эта резкость исправится реверберацией, эквализацией или еще чем либо. Как и не нужно надеяться, записывая далеко, что потом удастся куда-то деть неблагополучно звучащую комнату. Ишите сразу наиболее близкое к тому, что нужно в итоге, не надеясь на дальнейшие исправления, что исправлять найдется и без этого.

Если имеестся возможность обработки до записи, то можно срезать эквалайзером нижние частоты (до района 100-120Гц можно смело все убирать), другие частоты лучше не трогать.
Не стоит более широко эквализировать голос как минимум по той причине, что искозив что-то обратно будет поправить куда сложней, чем сделать правки над уже записанным голосом, с возможностью вернуться к неискаженному варианту.

Далее можно заранее скомпрессировать голос, здесь опять таки важно не переборщить. дожать сильней возможность еще останется, а вот вернуть динамику обратно дело уже куда более сложное.
Компрессия тут необходима для того, чтобы сделать голос более плотным, росно звучащим, сладить разницу звучания тихих и громких мест, чтобы результат хорошо читался в миксе.

Когда мы уже записали голос, то можем перейти к его обработке и усадке в микс.
Если не была проведена описанная выше эквализация и компрессия приборами перед записью, то делаем то же самое уже сейчас.
В дальнейшей эквализации возможно придется где-то немного подрезать муть на средних частотах, возможно добавить воздуха приподняв верха, все это не факт. это частные случаи.
Но в целом лучше вообще не прибегать к глубокой эквализации, если специально не стоит такой задачи. Лучше если голос будет звучать естественно.
Скорей инструменты нужно сводить между собой так, чтобы осталось место под звучание голоса, и не возникало частотных конфликтов. Соответственно если ситуация того позволяет, то лучше поправить частоты микса инструментов, а голос оставить, натуральным (или же таким каким он сделан, лишь бы нравился).
Ну и реверберация, которую нужно сделать гармоничной с остальной аранжировкой. Добавляется по вкусу и под задачи. В большинстве случаев она должна быть, но не должна восприниматься как именно эхо, длинный звучащий хвост и т.п., это создание атмосферы звучания. если вы писали голос с большого расстояния и микс у вас сделан в тех же условиях, то искусственная реверберация вам может вовсе не потребоваться. Когда же голос записан сухим, и внешней атмосферы в которой он находится нет, то ее нужно создать этой самой реверберацией.

И на последок конкретный пример с возможностью лично повозиться с треками:

Записан женский голос, расстояние около 50-60 см. микрофон mxl-2001 (широкомембранный конденсаторный микрофон), преамп Long stereochannel, звуковая карта m-audio delta 1010lt, помещение - обычная комната жилой квартиры.

Архив: virtualband.ru/files/recvoice.rar

В архиве:
mix.wav - микс голоса и инструментов.
minus.wav - инструментальный минус в исходном виде
voice.wav - не обработанный голос.

В файле mix.wav. Обработка на голосе: срез нижних частот до 120 Гц, легкая компрессия, реверберация; и наобщем миксе:  максимизация микса в целом. ничего кроме.

Крутите ручки и наслаждайтесь, давая себе волю на эксперименты

(с) Воронов Сергей 2009